Хабаровск православный Журнал Церковная жизнь в Приамурье в дореволюционных периодических изданиях

Церковная жизнь в Приамурье в дореволюционных периодических изданиях

Аникин Александр

28.05.2009

Первым периодическим печатным изданием, повествующим, как о жизни города, так и о жизни Церкви является газета «Приамурские ведомости». Она издавалась с  1894 года и просуществовала вплоть до прихода большевистской власти на Дальний Восток. В конце XIX - начале XX века эта газета, за отсутствием конкурентов, была единственным достоверным для всего населения Хабаровска источником информации. При рассмотрении уже первых статей на церковную тематику становится ясно, что люди, писавшие статьи на православную и вообще религиозную тематику, имели определенный уровень подготовки в данной сфере.

Приведем несколько примеров. Так, в газете «Приамурские ведомости» за 15 ноября 1898 года, была опубликована статья, повествующая об истории строительства каменного Свято-Иннокентьевского храма, в которой подробно было описано освящение храма, а в конце статьи автор добавил свои размышления, своего рода напоминание будущим поколениям хабаровчан, в том числе и нам: «Пройдет много, много лет: амурская старина сделается преданием, постепенно изглаживаясь из памяти старожилов, а о том месте, которое теснейшим образом связано с жизнью и бытом первых колонизаторов края, где они молились, крестили детей, сочетались браком и где совершался над прахом их последний погребальный обряд, не останется в памяти и следа, - а между тем образ храма, как образ дорогого сердцу человека, всегда будет мил и памятен тем, кто важнейшие моменты своей жизни провел под его сенью».

 Или отрывок из статьи, посвященной жизни и деяниям высокопреосвященнейшего Иннокентия (Вениаминова)  митрополита Московского, напечатанный в этой же газете 30 ноября 1897 года: «Жизнь и деяния преосвященного Иннокентия для суждения о них вообще есть достояние истории, как церковной, так и политической. Хотя приснопамятный святитель и завещал не говорить о нем никаких похвальных слов, но, можно думать, что многосторонняя деятельность митрополита Иннокентия и его апостольские труды в Приамурском крае по преимуществу будут исследованы историком и не могут обойтись без похвалы истории…». За текстами таких статей всегда четко прослеживается личность автора и его отношение к описываемым событиям, что позволяет читателям получить наиболее полное представление об авторе, его компетентности в том или ином вопросе и определить для себя степень доверия к описываемым событиям.

 Конечно же, необходимо учитывать и особенности эпохи, в которую эти статьи печатались. Само восприятие христианской идеи и мысли в умах людей XIX века было качественно другим. Этот факт отчетливо прослеживается и в статьях «Приамурских ведомостей», в которых речь идет о Церкви и ее жизни. Журналисты, писавшие о религии, помнили и осознавали свою ответственность за написанные ими статьи, понимая, что и СМИ и Церковь являлись колоссальными источниками влияния на народные массы. Журналист, печатающий статью о Православной Церкви, всегда знал, как правильно обращаться к представителю Церкви и чем отличается кадило от паникадила. Кроме того, наглядным остается для всех трепетное отношение журналистов к Православию, как религии, плотно вошедшей в быт народа и являющейся неотъемлемой частью его истории.

Тематика статей о жизни и деятельности Церкви в газете «Приамурские ведомости» также очень различна. Сюда входят статьи о деятельности отдельных представителей Православной Церкви и подробная информация о проектировании и строительстве Православных храмов, о заседании строительных комитетов, о необходимости сбора пожертвований, о текущем ходе строительства...  Имеется объемная информация о  людях, жертвующих на развитие Православной миссии как в регионе, так и в самом городе.

На все великие и двунадесятые праздники и наиболее важные события в жизни города печаталась информация о совершении праздничных богослужений в храмах с указанием точного времени начала богослужения, указывались и наиболее значимые лица города, собиравшиеся посетить церковную службу. Печаталась программа праздничных мероприятий на эти дни.  Иными словами, любое событие из жизни Церкви вообще и приходских храмов в отдельности, незамедлительно находило свое отражение на страницах газеты. Помимо фактических знаний о Церковной жизни, журналисты, печатая такого рода информацию и вкладывавшие в нее свое, безусловно положительное отношение к Православию, тем самым являлись для населения, своего рода миссионерами в деле распространения Православной веры. И последнее, о чем хотелось бы сказать…серьезные и вдумчивые статьи, которые публиковались по проблемам церковной жизни, к примеру статьи о недостатке средств на строительство определенного храма, внесли положительную струю в их решение. Их читали, о них думали, и это в целом ряде случаев это привело к положительному решению внутрицерковных проблем.

Об авторе: Аникин Александр, студент Хабаровской духовной семинарии.


Церковь, История