Хабаровск православный Журнал О делах закона и духе любви

О делах закона и духе любви

Кривосудов Георгий

13.12.2010

Проповедь студента 5 курса Хабаровской духовной семинарии Кривосудова Георгия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие отцы, братья и сестры!

В сегодняшнем евангельском чтении мы с вами слышали о событии из жизни Господа нашего Иисуса Христа, когда Он находясь в день субботний в одной из синагог учил народ. И здесь же была некая женщина, которая восемнадцать имела телесный недуг, потому что была связана нечистым духом. Эта женщина в продолжении столь длительного периода была согбенна и не могла разогнуться. Видя ее немощь Господь смилостивился над страждущей и сказал: «Женщина! Ты освобождаешься от недуга твоего». И после этого возложил на нее руки, и она исцелилась. Но начальник синагоги, видя явное чудо, вознегодовал: как может Человек этот нарушать постановления закона, предписывающие в субботний день не заниматься никаким делом? Однако в тот же момент он был остановлен словами Христа, говорящего ему: «Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк. 13, 15 – 16) И эти слова дошли до умов и сердец всех, кто был в то время в синагоге. Те, кто противился Господу, устыдились в своем неразумии и упрямстве, а те, кто слушал и принимал слова Христа, радовались о славных делах Его.

Итак, дорогие отцы, братья и сестры, это евангельское чтение показывает нам как нельзя лучше нашу с вами жизнь в ее повседневных явлениях и наших поступках. Это извечная дилемма: что выбрать? Дела закона или дела милосердия? Поступить согласно требованию рассудка или подчиниться велению сердца? Исполнить закон или подняться над его рамками и вдохнуть свежий воздух любви Христовой?

Да, несомненно, в нашей жизни закон необходим для того, чтобы мы, видя недозволительное нам, держались от этого подальше. Он необходим тем из нас, кто не видит очевидного. Закон был для людей только детоводителем ко Христу (Гал. 3, 24). Когда пришел на землю Христос, то не отменил закон, как Сам сказал об этом: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5, 17). И в нагорной проповеди Господь повторил закон, данный Им на Синае, но здесь уже был закон иного уровня, иной силы, иного понимания – это был преображенный закон духовной жизни, исполнить который можно только будучи проникнутым силой любви, только водительством Духа Святого. Но здесь неуместны все эти термины, присущие нашему земному существованию: закон, право, суд, наказание и прочие. Это уже был даже не новый закон жизни – это была сама жизнь. И в другом месте Господь говорил об этом так: «Иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф. 11, 30). Когда мы слышим слова Христа и оцениваем их с земной позиции, то они нам кажутся неисполнимыми, тяжелыми, невероятно возвышенными. Кто сможет так жить?
 
Но Господь в Своем домостроительстве все устроил премудро. После Вознесения Он послал верным Духа Истины, Который от Отца исходит, Который и наставляет человека в жизни. Его присутствием в нас мы направляемся к жизни вечной, Его действием мы исправляем свою жизнь, Им назидаемся и Им руководствуемся. Присутствие в нас этого Духа делает требования духовной жизни не бременами неудобоносимыми, а сладостным игом Христовой истины.

А когда в нас нет духа любви, когда мы не имеем Духа Святого, храмом Которого каждый из нас с вами является, когда душа наша не окрыляется ощущением свободы во Христе, тогда мы связываемся узами закона. Потому что не имеем Христа, но имеем закон, который и говорит нам, как поступать. И когда видим дела милосердия и жертвы других, то не прославляем Господа за то, а слепо блюдем «субботу», как начальник синагоги из сегодняшнего воскресного евангельского чтения.

Так давайте же, дорогие отцы, братья и сестры, будем внимательны к слову Божию, чтобы не упускать тех истин, которые Он доносит до нас. Закон дан нашей немощи, дан нам, когда мы не имеем Духа Божия, чтобы через исполнение дел закона, как через упражнение, возрасти в духе и истине. Когда же возрастаем, то душа наша возгорается любовью к Богу, и нам становиться тесно в среде предписаний, и тогда человек уже может не руководствоваться ими в своей жизни, потому что внутри него действует Другой Руководитель. Нам же следует молить Подателя милости о том, чтобы Он сделал нас достойными принятия Духа Истины, ибо никто из нас сам не может сделать себя достойным к тому. И для помощи в деле устроения из себя храма Божия будем прибегать к церковным Таинствам, данным нам во исцеление и очищение наших душ и телес, в чем да поможет нам Бог. Аминь.

«Православие на Дальнем Востоке»


Церковь, Богословие