Пешие экскурсии «Храмы, которых уже нет» собрали первых участников
Информационный отдел Хабаровской епархии30.09.2020
Прошла первая встреча из цикла пеших экскурсий «Храмы, которых уже нет», организованная православным молодежным движением Братство Апостола Первозванного.
Своими впечатлениями об экскурсии делится один из организаторов, активист движения Евгений Галеса:
- Как только построят храм, то его освящают, то есть посвящают Богу. Здание становится святым, сакральным. В него входит Жизнь. Есть поверье, что в храмах живут ангелы «духовно-хозяйственного назначения». Нет, мы не считаем, что у неодушевленных вещей есть душа, но, вот, особый дух (ангел) может за ними по велению Божиему присматривать.
Что же происходит, если здание храма перестаёт быть храмом? Что чувствует ангел церкви, когда её разрушают или заменяют на нечто, не имеющее отношения к вере?
- Вот, часовня Марии Магдалины, от которой не осталось даже фотографий. Вот, домовой храм генерал-губернатора, умерший вслед за генерал-губернатором. Вот, нынешний храм - часовня-памятник дореволюционному Успенскому собору. Храм как памятник храму, понимаете? Вот, Никольский храм, который спрятался за спиной торгового центра. Чего в нём только не было: актовые залы сузов, в том числе школы пропагандистов, больница, снова храм, совмещающий телесное врачевание с духовным. Там были первые собрания православной молодёжки. Теперь там есть то, что есть. Вот, Иннокентьевский храм - сначала деревянный, останки которого стали другой церковью на улице Тюремной (Джамбула). Потом каменный. Потом - полуразрушение. Был радиомастерской и планетарием, будто ангел храма старался, чтобы люди не переставали поддерживать невидимую связь с Небом. Потом снова храм, воссозданный по кирпичику.
Вот, Алексеевская церковь - место собрания людей и небесных сил бесплотных. Теперь штаб... других сил, противовоздушных, пилотных и беспилотных. Кирпичный донор нескольких зданий в Хабаровске. Домовая церковь кадетского корпуса. Что там теперь - Бог весть. Попасть туда пока нельзя (ибо тоже штаб ВВО), но через дорогу можно посмотреть.
У каждого здания своя судьба. Свой характер. Печально видеть, как облики сегодняшних фасадов сильно разнятся с фронтонами изначально задуманной красоты. Посмотрите на фотографию женской гимназии до революции, потом на нынешнее здание (Запарина - Муравьева-Амурского), и вы увидите, как молодая расфуфыренная барышня побита жизнью, пулями и конструктивизмом, затем усмирена, заштукатурена и раскрашена, но, слава Богу, жива и почивает степенно.
Хочется, чтобы современные храмы тоже прожили долгую жизнь, в своём назначении. Ведь некоторые уже сейчас болеют (такой закалки как у зданий до революции у них нет), нужны ремонтные лечения. Будет обидно, если не сохраним, что есть, видя, как не сохранилось, что было.