Молодежка по средам: Властвовать или подчиняться?
Отдел по работе с молодежью Хабаровской епархии.07.09.2012
Сегодняшнее наше обсуждение Евангельского отрывка было логическим продолжением предыдущего. Тогда мы говорили о богатстве, теперь – о власти. Хочется заметить, что это две из наиболее распространенных «ловушек» (искушений) человечества. Богатыми и властными хотят быть почти все уже с детства.
Читаем Евангелие от Марка 10:32-45. «Что происходит?», — спрашивает владыка. «Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним» (Мк. 10:32). Чего ужасались и боялись ученики? Они боялись того, что спастись, оказывается, очень сложно. Апостолы были в недоумении – раз такие жесткие условия для наследования Царствия Небесного, то кто же спасется? Господь призывает оставить всё – и имения, и родителей, и братьев, и жен, и детей…
«Что почувствовали бы вы сейчас, если бы я попросил вас оставить интересную работу, семью – всё, что у вас есть, и последовать за мной?», — поинтересовался владыка. Конечно, смятение и ужас. Так и апостолы прибывали в очень тяжелом состоянии. А Иисус Христос, вместо того, чтобы их утешить, вновь, уже в четвертый раз, говорит им о Своем распятии. Почему Он так поступает? Этим Он готовит своих учеников к страданиям – и им и Ему (в большей степени) придется пострадать. Этим Он опять напоминает им о важности духовного развития и никчемности земных благ, чтобы ученики не привязывались к мирскому. Господь знает, что сейчас они Его еще не поймут, но Он говорит это апостолам на будущее.
В этом Евангельском отрывке описан момент, когда братья Иоанн и Иаков просят Господа посадить их по правую и полевую сторону в славе Его. На что Он ответил им: «… а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня [зависит], но кому уготовано» (Мк. 10:40). Что значит уготовано? Это предначертано, определено судьбой заранее или нет? Конечно же, нет. Отец Небесный принимает всех, кто готов трудиться ради своего спасения.
Также мы видим, что этот поступок сынов Зеведеевых вызвал негодование среди остальных десяти апостолов. Гордость и самомнение Иоанна и Иакова разжигают зависть и ревность в апостолах. Владыка отметил, что это главная причина всех раздоров между людьми. Если вспомнить, то и в нашей жизни такие случаи (раздоры) имели место быть, и причина была именно такая же – наши гордость и самомнение.
Владыка еще раз отметил, что люди всю свою жизнь стремятся к власти, не понимая, что это огромная ответственность и ответ перед Господом. Во власть могут идти только глубоко-глубоко нравственные люди. Примеры смирения, полного отсутствия желания начальствовать и властвовать мы видим у многих святых (Праведный Симеон Верхотурский чудотворец, Преподобный Сергий Радонежский и др.). Но если тебе все же приходится занимать властвующие позиции, как быть – соглашаться или нет? Владыка привел случай из своей жизни. Когда он еще жил в монастыре ему было предложено владыкой стать епископом, на что внутренне он почувствовал отрицание и жуткое нежелание, но послушание для монаха превыше всего. Поэтому единственное, чего он попросил у владыки – это спросить мнение своего духовника (о. Иоанна Крестьянкина). На что получил согласие. Ответ от батюшки пришел чудным образом очень быстро и был следующим: «Предайся воле владыки».
А как понять власть пришла тебе от Бога или от диавола? «Нужно молиться и ждать, и Господь откроет», — сказал владыка.
Герои христианской веры никогда не были воинствующими и властными. Именно своими смирением и любовью, они завоевали сердца людей. Общество, в котором сильные люди идут наверх, а слабых оставляют внизу, чтобы ими управлять, обречено – оно терпит крах. Так как слабые безвольные люди не могут быть основой.
Христиан часто обвиняют в слабости, называют рабами из-за их смирения, терпения, принципа «подставь другую щеку». Так вот, государство, которое строится по христианским принципам, на любви, будет очень крепким. Ненависть побеждается только смирением.