Молодёжка по средам: Выпить бокал вина – грех или нет?
Отдел по работе с молодежью Хабаровской епархии.22.06.2012
В прошлую среду на Евангельских беседах владыка Игнатий решил продолжить тему креста Христова. В связи с этим мы вновь обратились за разъяснениями к Св. Василию Кинешемскому, который сравнивает жизненный путь с болотом: «Жизнь с ее зыбкой почвой, с постоянной опасностью нравственных провалов, с её соблазнами и пороками, затягивающими в свою глубь, как трясина, напоминает болото».
Цель человека – перейти это болото, т.к. оно преграждает ему путь. И люди будут проходить это болото по-разному, каждый осознавая, какую опасность оно в себе таит, стоит только не туда наступить. В связи с этим святитель выделяет три основных типа людей:
- «Люди неосторожные или легкомысленные, составляющие громадное большинство, идут этим болотом, не думая много: с кочки на кочку, там где посуше, поудобнее, и где, кажется, пролегает дорога, и не рассуждают, куда приведет она… Обыкновенно приходят к трясине, из которой нет выхода…
- Люди увлекающиеся, с неутолимой жаждой наслаждений, бегут за блуждающими болотными огнями, которые точно дразнят их, танцуя в воздухе и улетая все дальше, дальше, будто сверкающие мотыльки, заманивая несчастных безумцев в глубь болота, и исчезают вдруг в тот самый момент, когда жадно протянутая рука уже готова схватить обманчивый призрак. Такова страстная погоня за земным счастьем, за радостями и удовольствиями жизни…
- Третьи пытаются найти настоящий путь собственными силами. Самоуверенно, самонадеянно вступают они в болото. «О, мы завоюем жизнь, — говорят они, — своими руками построим мы свое счастье! Сами найдем или проложим дорогу к яркому, прекрасному будущему! Нам не нужно проводников, и мы не нуждаемся в указке! Человек — кузнец своего счастья: для этого у него есть гордый и пытливый ум!» И отважно шагают они по болоту, зовя за собой других и делая вид, будто они знают дорогу к твердым, спокойным берегам. Эти самонадеянные люди со своим упрямым самомнением обыкновенно кончают тем, что вместе со стадом своих последователей забираются в самую невылазную пучину, где и находят свою гибель».
Владыка попросил каждого про себя определить свой тип, если какой-то из них соответствует, и затем дал постовые наставления относительно него (см. заметку «Петров пост»).
Затем последовал такой вопрос от владыки: «можно ли считать, что все, что делает сегодняшняя молодежь, является грехом (в связи с мыслью епископа Василия о жизни как болоте)»?
И молодежь начала размышлять. Но беседа вдруг сама собой повернулась к обсуждению выпускных вечеров, у каждого в жизни они были и не единожды (или еще будут). Как правильно поступить молодому человеку, проучившемуся 11 лет в школе — пойти в ресторан или пренебречь этим увеселением? И грех ли выпить в этот день?
Владыка предложил присутствующим вспомнить свой выпускной. Многие подтвердили, что это был вечер в ресторане с большим количеством спиртного и не совсем достойным поведением, так как контролировать себя после принятия алкоголя очень сложно. Даже вспомнили трагические случаи, когда в драке погибали молодые выпускники.
Тут же затронули причины, по которым люди вообще выпивают.
Очень часто в семьях принято по праздникам, а сейчас и выходным (начиная с пятницы), обязательно пить алкогольные напитки в виде аперетива либо постоянно сопровождающей трапезу «веселящей жидкости». И мысли о том, что человек еще не дошел до состояния полного веселья и радости, чтобы исполнить песню или танец, звучат постоянно, заставляя наливать еще и еще. В этой причине скрыто стремление к сластолюбию и состоянию постоянной «фальшивой» радости и веселья. Даже маленьким детям прививается культ праздничного винопития, для них специально приобретается детское шампанское, которое обязательно позднее превратится во взрослое. А удручающие картины прогулок родителей с детьми – мама и папа на пару с бутылками пива в руках, а во рту дымящиеся сигареты…- «достойное воспитание». Т.е. одной из причин начала принятия спиртного молодым человеком является опыт семьи, взрослых.
Вторая причина, по которой люди прибегают к рюмке – это наличие каких-либо жизненных проблем или скорбей. Владыка отметил, что неверующие люди пьют намного чаще, чем верующие, т.к. верующие могут получить облегчение в молитве, положившись на волю Божию в решении своих вопросов. А неверующие не прибегают к помощи Господа, а запивают проблемы вином, не осознавая, что от этого они все равно не решатся.
Третья причина, из-за которой может начаться пристрастие к алкоголю – выпивка из-за обстоятельств – кто-то родился, куда-то пригласили, корпоратив и т.п.
Но главная опасность таится в нечегонеделании, в отсутствии цели и смысла жизни. Владыка сказал, что у каждого человека должна быть цель жизни обязательно. Он должен иметь смысл жизни. Каждому из нас Господь дает талант для того, чтобы мы могли раскрыть себя и помочь многим людям спастись.
Так грех ли выпить бокал вина? Мнения разошлись. Часть собравшихся посчитала, что лучше и вовсе не начинать, а часть решила, что если винопитие не становится греховным пристрастием, то разовое употребление в связи с обстоятельствами не является грехом. Ведь даже в Псалтири, как заметил молодой человек Алексей, есть такие слова «14 Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, 15 и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека» (Пс. 103: 14-15).
Владыка еще раз отметил, что если у человека есть цель жизни, то, даже немного выпив вина, он об этом быстро забудет и вернется к своей миссии.
А что думаете вы?